(продолжение) Человек – высшие животное, причём социальное. То есть он взаимодействует с другими представителями своего вида и делает это весьма интенсивно. А если верить единственно верному закону психологии, что все люди разные, а чужая душа — потёмки, то и взаимодействие между людьми разное. И если оно и формализуется, то достаточно приблизительно. Чем взаимодействие должно быть сплочённее и чётче, тем положение акторов этого взаимодействия структурированнее. Простейший пример – армия. Там всё надо делать быстро, и по возможности — бегом. Так как от скорости выполнения зависит жизнь людей. Поэтому все, кто принимает участие в делах арамейских встраиваются в очень жёсткую структуру и формат взаимодействия. То есть, есть командир, а есть подчинённый. Есть солдат, а есть офицер. Есть тот, кто отдаёт приказы, а есть тот, кто эти приказы неукоснительно исполняет. Но, как понять, что вот это – командир, а вот это – не командир? Кто имеет право приказать, а кто – не имеет? Вот тут и вступают в игру атрибуты. Сперва идёт форма одежды, которая у всех членов социальной группы «военнослужащие» похожа и однотипна. Это, что бы издалека было видно кто есть кто: кто свой, а кто – чужой. А для того, что бы вблизи было понятно, кто имеет больше прав, к форме одежды идут знаки различия. У того, кто пониже статусом, и сама форменная одежда попроще, и знаки различия. А у тех, кто рангом повыше, и форма «побогаче», и знаки различия позатейлевее. Тот же головной убор у военных различается тем, что у командира «украшения поизящнее и понасыщеннее». И всё это — атрибуты. По ним, по посылаемым ими сигналам, формируется адекватная реакция и запускается заданная модель поведения в актуальной ситуации.
Так и в бытовом плане. У нас у всех есть атрибуты, и у всех нас за нашу жизнь сформирован набор моделей реакций и поведений посредством процесса воспитания. Нас всю жизнь воспитывают. И чем чаще мы меняем своё социальное окружение, тем больший репертуар поведенческих паттернов у нас накапливается. Но и тем больше у нас стереотипов складывается об окружающих.
(Продолжение следует)